Есенинский дом в Ташкенте 
       Небольшое, но привлекательное здание Музея Сергея Есенина в Ташкенте со всех сторон окружено пятиэтажными жилыми и административными зданиями. О нем не напоминают специальные указатели со стороны шумных городских улиц, но дорогу к нему многие быстро находят. В течение двадцати пяти лет стремятся посетить музей многочисленные любители русской поэзии, страстные почитатели великого русского поэта. Создание Музея Сергея Есенина не было случайным явлением в культурной жизни столицы Узбекистана. В 60-е годы прошлого века, когда русской литературе и поэзии было возвращено имя и творчество Сергея Александровича Есенина, из спецхранов государственных архивов и библиотек были извлечены достоверные сведения о поездке Сергея Есенина в 1921 году в Туркестан, публикации о которой по известным причинам замалчивались. Сергей Есенин мечтал побывать в наших краях. Его манил Восток с многовековой поэтической традицией и культурой, а также стремление лично познакомиться с ташкентским поэтом Александром Ширяевцом, с которым он уже много лет переписывался. Осуществить это желание не удавалось из-за грандиозных исторических перемен, связанных с революцией и гражданской войной.Только в мае 1921 г. поэту удалось воспользоваться предложением своего друга председателя контрольной фронтово-разгрузочной комиссии Наркомата путей сообщения Г.Р.Колобова совершить с ним поездку в Туркестан. В Ташкент они приехали в специальном вагоне, в котором жили во время пребывания в столице Туркестанской Автономной Республики в составе РСФСР.
        Время в Ташкенте у Сергея Есенина было до предела заполнено официальными и неофициальными встречами с ташкентскими поэтами, работниками редакций газет и журналов, читателями. Он выступал с чтением своих стихов в Ташкентском Союзе поэтов, в Студии искусств, в клубе Красной Армии, в Доме имени А.В.Луначарского, перед сеансами в кинотеатрах «Зимняя Хива» и «Туран». Значительным событием в культурной жизни столицы стал литературный вечер Сергея Есенина в читальном зале Туркестанской публичной библиотеки. Ташкентские слушатели впервые услышали законченную поэму «Пугачев», выразительно прочитанную автором. Неповторимый голос русского поэта также звучал в ломах ташкентский друзей: художника Александра Волкова, поэта Валентина Вольпина, директора библиотеки Николая Кулинского, в семье Михайловых, в скромной квартире Александра Ширяевца. Знакомился С.Есенин с жизнью и культурой местного населения. С друзьями часто ездил в Старый город Ташкента, осматривал древние памятники в районе Шейхантаура, слушал узбекскую музыку и песни в доме купца Назарбекова, выезжал с друзьями в пригородный кишлак Келес, где за праздничным дастарханом слушал выступления местных поэтов. Незабываемой для Есенина стала и двухдневная поездка в Самарканд с его замечательными архитектурными древними памятниками.
         Когда он через год осматривал достопримечательности в Италии, то, по словам его жены, знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан, при осмотре величественных итальянских пейзажей и других мест, С.Есенин неоднократно подчеркивал: «А всё же это не Самарканд!». Поездка С.Есенина в Туркестан была важной вехой в его творческой биографии. Есть все основания считать эту дату началом отсчета его работы над знаменитыми «Персидскими мотивами», которые он завершил через три года при посещении Кавказа. Эти важные биографические данные великого русского поэта послужили основанием идеи создания Музея Сергея Есенина в Ташкенте. В 1975 году. имя С.Есенина после длительного несправедливого замалчивания было окончательно возвращено литературе. Его творчество стали изучать в школах и вузах, лирические произведения прочно вошли в культуру и быт широких масс, изданные произведения поэта стали настольными книгами ценителей поэзии. Для многих ташкентцев было своеобразным открытием не только приезд в 1921 году поэта в Туркестан, но и известие, что в столице Узбекистана с 1942 года живет его дочь Татьяна Сергеевна Есенина со своими детьми и внуками. Журналист Г.Димов в публикации «Есенин в Ташкенте» на страницах газеты «Правда Востока» рассказал о том, что есенинское родословное древо прочными корнями проросло на узбекистанской земле. В Ташкенте было немало лиц, хранивших память о поэте и постоянно проявлявших большой интерес к его творческой биографии. Когда в 1975 году в Окружном Доме офицеров была открыта выставка картин молодого художника-любителя, журналиста Вадима Николюка, дополненная экспозицией книжных знаков есенинской тематики из коллекции доцента Ташкентского университета С.Зинина, то ее посетили тысячи любителей поэзии Сергея Есенина.
         О большом интересе свидетельствуют сохранившиеся десятки отзывов в книге посетителей. Побывала на выставке и дочь поэта Татьяна Сергеевна Есенина.. Она записала в книге отзывов: «Выставка полотен Вадима Николюка, которого я знаю как автора дипломной работы о Есенине, явилась для меня большой неожиданностью. Не преувеличивая, скажу, мне не приходилось еще встречать более удачных попыток выразить настроение поэзии Есенина средствами живописи». Выставка была разовой, кратковременной, но именно она послужила толчком для объединения единомышленников, решивших создать в столице Узбекистана музей русского поэта. Приходилось преодолевать различные организационные, хозяйственные и иные препятствия. Нужно было не только сформировать основной фонд музея, но и найти подобающее помещение, потому, что создание общественного музея на квартире какого-нибудь энтузиаста, как это делали в некоторых городах России, посчитали делом неперспективным. В течение нескольких лет был сформирован фонд будущего музея. В его основу легли картины есенинской тематики художника-любителя журналиста Вадима Николюка, прижизненные издания произведений поэта и книжные знаки из коллекции экслибрисов С.И.Зинина, этнографические предметы быта ташкентцев 20-х годов, собранные искусствоведом А.В.Маркевич, литературоведческие работы из личной библиотеки П.И.Тартаковского, ценные материалы из архива поэта А.В.Ширяевца, бескорыстно подаренные М.П.Новиковой, которая встречалась в 1921 году с С.Есениным. Удалось собрать десятки произведений Есенина, изданных на русском и других языках народов мира, среди которых важное место занимали книги с есенинскими стихами на узбекском языке, переведенные Народным поэтом Узбекистана Эркином Вахидовым.
        А сколько было экспонатов, приносимых есенинолюбами столицы и присылаемых из различных городов других республик! Эта благородная традиция продолжается и в наши дни. Сейчас фонды Музея составляют 2919 единиц хранения, в том числе: живопись - 67, графика – 369, скульптура – 7, предметы нумизматики – 16, предметы быта и этнографии – 175, фотографии – 190, документы и книги - 2014, прочие – 19. При музее также имеется небольшая библиотека, в которой собраны произведения русских и зарубежных поэтов, сборники и монографии о их творчестве, учебные пособия и справочники по русской литературе. Была решена и проблема с предоставлением помещения для музея. Некоторое время общественный Музей Сергея Есенина ютился при районной библиотеке им. Есенина, затем в подсобном помещении общеобразовательной школы на Чиланзаре, наконец, в помещении на Высоковольтном массиве столице. Большую помощь оказали книголюбы города Ташкента во главе с академиком Я.Х. Туракуловым, Т.П. Пустовой, С.М. Карагодиной, помогали заместитель министра культуры Ф.М.Ашрафи и начальник управления музеев Министерства культуры Ю.П. Гласс, заведующие районным отделом культуры М.А. Хананянц, Х.Джалилов. Откликнувшихся добрых и бескорыстных помощников было много. Открытие Музея Сергея Есенина было приурочено к 60-летию его приезда в Туркестан. Глубокий смысл был в словах, сказанных поэтом Э.Вахидовым во время торжественного открытия музея: «Здесь, в Ташкенте, Сергей Есенин получает постоянную прописку. Его домом будет этот музей». Об открытии Музея Сергея Есенина писали многие газеты, что значительно расширило контакты с есенинолюбами из различных городов, помогавших пополнять новыми экспонатами фонды музея. Об успехах музея можно судить по его изменению официального статуса. За короткий срок он из общественного музея перерос в народный с штатной единицей хранителя, а потом стал государственным, вторым в стране после Музея-заповедника С.А. Есенина в Константинове.
        Музею выделили новое помещение в центре столицы. В период распада Союза высказывались опасения о его закрытии, но время показало, что такой очаг русской литературы и культуры необходим не только для русских, связавших свою жизнь с узбекистанской землей, но и для многих представителей других национальностей. Помещение музея капитально отремонтировали, были выделены средства для обновления экспозиции. В 1999 году состоялось открытие третьей по счету экспозиции музея, отвечающей современным требованиям с применением новейшей музейной техники. В залах музея можно увидеть подлинные автографы С. Есенина, редчайшие прижизненные издания его произведений, начиная с "Радуницы" 1916 года, в том числе и книги с пометками поэта или близких ему (сестер А.А. и Е.А.Есениных, Г.Бениславской, Н. Вольпиной), уникальные фотографии, грампластинки с записью голоса поэта, собранные внуком журналиста В.Г. Михайлова, в доме которого в Ташкенте бывал поэт. Интерес вызывают редкие издания местных поэтов двадцатых годов, подаренные музею инженером-энергетиком В. Юферевым. Из бытовых экспонатов, подаренных ташкентцами, воссоздан уголок гостиной, типичной для старого русского дома в Ташкенте.
        На основе материалов фонда долгие годы жившего в Ташкенте поэта Александра Ширяевца создана экспозиция "Есенин и мы". Представленные произведения С.Есенина на узбекском языке в переводе Народного поэта Эркина Вахидова и других мастеров слова, а также книги на других языках наглядно свидетельствуют о большой любви и постоянно растущем интересе к творческой биографии русского поэта. Кроме регулярных экскурсий по залам музея и бесед о творчестве С.Есенина стали регулярно проводиться есенинские чтения, литературные и музыкальные вечера, концерты и просмотры есенинского слайд-фильма «С.Есенин и Восток», созданный директором музея В.Николюком, конкурсы чтецов и выставки работ художников, встречи с интересными людьми. Музей посещали не только горожане. Актив музея установил долговременные связи с есенинолюбами страны. О многом интересном рассказали посетившие музей гости. Краевед из Рязани Н.В.Обыденкин познакомил с ходом своей работы над историей общественных и государственных есенинских музеев, москвичи .Н.Г.Юсов, Ю.Б.Юшкин, А.Т.Антановская подарили свои книги и привлекли ташкентцев к сотрудничеству с российским есенинским обществом «Радуница», есенинолюбы Санкт-Петербурга Л.Ф.Карохин, В.Я.Бесперстов, В.И.Якушев, Н.В.Нестеров помогли пополнить фонд музея материалами о пребывании С.Есенина в Петрограде. Опытом работы школьного есенинского музея в Мурманске поделилась учительница В.Е.Кузнецова, стихи о поэте читали поэты из Алма-Аты Я.Глазков и Г.Атантаев, об интересе к поэзии Есенина в Монголии поведал Э.И.Монокрович. Из Лондона прислал в дар музею свою монографию о Есенине с дарственной надписью английский есениновед Гордон Маквей, библиотечку своих книг подарил руководитель есенинской исследовательской группы Института мировой литературы Ю.П.Прокушев. Всех трудно перечислить.
        Надолго в памяти сохранились воспоминания о встречах с Татьяной Сергеевной Есениной, передавшей музею ценные вещи своего отца, с Народной артисткой Тамарой Ханум, зажигательно рассказывавшей о своей творческой юности, с Маргаритой Петровной Новиковой (Костеловой), книги которой с дарственной надписью С.Есенина долгое время экспонировались в музее, а также с сыновьями художника А.Н.Волкова, рассказавших о встречах в Ташкенте отца с Есениным. С 1992 года Общественный совет музея начал издавать специальный информационный выпуск «Мир Есенина». К настоящему времени издано 9 выпусков газетного формата и 10 выпусков брошюрного типа, в которых есенинолюбы печатают интересные материалы из творческой биографии поэта, делятся своими впечатлениями о поэзии Есенина, публикуют стихи есенинской тематики, рассказывают о различных новостях есенинолюбского движения. Особенно активизировалась работа музея в связи с празднованием 100-летия со дня рождения С.А.Есенина. Не только в Ташкенте, но и во всех городах республики была отдана дань любви великому русскому поэту. Об этом можно судить по многочисленным публикациям материалов о поэте в республиканских, областных и городских газетах. В музее проводятся различные культурно-массовые мероприятия, вызывающие неподдельный интерес у ташкентцев и гостей столицы. Коллектив музея эту работу проводит в тесном сотрудничестве с Русским культурным центром Узбекистана. На ежегодных «Есенинских чтениях», посвященных дню рождения русского поэта, были прочитаны доклады, подготовленные доцентом С.И.Зининым и научным сотрудником музея Б.А.Голендером, в том числе «Дети С.Есенина - что мы о них знаем», «Любимые и близкие женщины С.А.Есенина», «Домыслы и правда в современных публикациях о смерти С.Есенина», «С.Есенин в Самарканде». Экспериментальный театр юношей и девушек (худ. рук. А.Павлов) показал спектакль «Миллион и 110 мгновений Сергея Есенина. Этюд До мажор».
        В 2007 году «Есенинские чтения» были посвящены 120-летию со дня рождения поэта А.В.Ширяевца, близкого друга С.Есенина. К юбилейной дате в дополнение к постоянным экспозициям о А.Ширяевце была организована дополнительная выставка, на которой посетители могли познакомиться с подлинными документами и редкими фотографиями поэта, рукописями его стихотворений и сборниками прижизненных изданий, в свое время безвозмездно переданных музею М.П.Костеловой (Новиковой), хорошо знавшей в 20-е годы А.Ширяевца. О малоизвестных фактах биографии А.В.Ширяевца участникам чтений рассказал доцент С.И.Зинин. Он поведал о двухлетнем обучении поэта в Туркестанском народном университете, о просветительской работе в Публичной библиотеке, о подготовке к изданию поэтических сборников «Туркестанские мотивы» и «Край солнца и чимбета», о стихотворениях в газетах «Туркестанские ведомости», «Туркестанский курьер», «Свободный Туркестан», «Просвещение», которые не вошли в опубликованные сборники А.В.Ширяевца. Впервые исследователю удалось установить, что именно А.Ширяевец был инициатором первой прижизненной публикации в Туркестане поэмы С.Есенина «Марфа Посадница», что позволяет дополнить «Летопись жизни и творчества С.А.Есенина», в которой этот факт оказался неучтенным. Научный сотрудник Музея Сергея Есенина Б.А.Голендер с привлечением новых архивных данных рассказал о дружбе А.В.Ширяевца с ташкентским поэтом П.Поршаковым и художником А.Волковым. О личном фонде А.Ширяевца в Музее Сергея Есенина сообщила преподаватель кафедры русской литературы Национального университета Узбекистана Н.С.Тарасова.
        Впервые были подвергнуты научному анализу и описанию музыкальные произведения отечественных композиторов на стихи А.В.Ширяевца в докладе доктора искусствоведения профессора Ташкентской консерватории Н.С.Янов-Яновской. О встречах с М.П.Костеловой, невестой А.В.Ширяевца, поделилась директор Общественного музея А.А.Ахматовой в Ташкенте искусствовед А.В.Маркевич. С большой теплотой присутствующие встретили исполнение романсов и песен на стихи А.В.Ширяевца заслуженной артисткой республики О.Александровой и певцом-композитором Г. Арефьевым. С интересом был просмотрен слайд-фильм «Ширяево - родина поэта», подаренный Музею Сергея Есенина исследователем творчества поэта Е.Койновой, проживающей в городе Тольятти Самарской области. Есенинское общество «Радуница» при Русском культурном центре издало информационный бюллетень «Мир Есенина», полностью посвященный творчеству А.В.Ширяевца. К юбилею А.В.Ширяевца было приурочено открытие в Музее Сергея Есенина выставки ташкентского художника Владимира Петрова (1920 – 1997). Из его богатого творческого наследия экспонировались художественные полотна на тему «Волжские пейзажи». Прекрасные этюды и зарисовки поволжских мест удачно иллюстрировались строками стихотворений А.В.Ширяевца, замечательного певца Волги, великой русской реки.
        В Музее Сергея Есенина постоянно стремятся сохранять бережное отношение к пушкинским традициям в русской поэзии. Традиционно в день рождения великого русского поэта в Ташкенте на площади имени Пушкина собираются многочисленные любители русского слова, чтобы прочитать или послушать стихи любимого поэта, обменяться мнениями о современной поэзии, встретится с известными поэтами. В течение трех дней в июне 2007 г. в Ташкенте проводился «Пушкинский фестиваль», организованный Русским культурным центром и Музеем Сергея Есенина. На первом вечере «Пушкин и поэзия» (4 июня) произведения поэта читали артисты молодежных театров. Второй вечер (5 июня) был посвящен теме «Проза, драматургия и Пушкин», на третьем вечере «Пушкин и музыка» (6 июня) звучали романсы и арии на слова русского поэта. Регулярно проводятся литературные вечера, посвященные поэтам Серебряного века. В ноябре 2007 года в лекционном зале музея совместно с Русским культурным центром состоялось 20-е юбилейное заседание музыкально-поэтического салона под девизом «В поисках Серебряного века». Молодые актеры театра «Ильхом» Всеволод Сучков, Владимир Юдин и Александр Борисов рассказали о творчестве поэтов Серебряного. века, читали стихи Н.Гумилева, В.Брюсова, С.Есенина, В,Маяковского, А.Блока, И.Северянина, В.Хлебникова и В.Ходасевича. Особое внимание было уделено творческой биографии Анны Ахматовой, судьба которой прочными нитями связана с Ташкентом, где она жила в суровые годы войны. На узбекской земле поэтесса создала десятки поэтических произведений, таких как циклы «Ветер войны», «Луна в зените», «Ташкент расцветает», заключительные части «Поэмы без героя». В узбекистанском издательстве была выпущена книга её стихов.
        В своей «Автобиографии» А.Ахматова подчеркивала: «В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий жар, древесная тень. А еще я узнала, что такое человеческая доброта». В Музее Сергея Есенина при содействии Российского Посольства в Узбекистане была открыта выставка «Тень моя на стенах твоих», на которой было представлено более двухсот экспонатов из фондов Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Тысячи гостей и жителей столицы Узбекистана в течение двух месяцев ежедневно заполняли небольшой экспозиционный зал музея, рассматривая выставку как знак признательности Петербурга Ташкенту, приютившему знаменитую поэтессу и сотни тысяч россиян в годы войны. С небольшими интервалами в Музее Сергея Есенина при поддержке Посольства России в Узбекистане проводится Ташкентский открытый фестиваль поэзии, среди участников которого не только поэты республики, но и представители других зарубежных стран. Оргкомитет фестиваля лучшие работы публикует в специальных альманахах «Малый шелковый путь».. В 2007 году на 5-ом Открытом Фестивале поэзии в течение 3-х дней (октябрь) присутствовало 673 человека. Состоялась презентация 5-го выпуска поэтического альманаха. Стало традицией в Музее Сергея Есенина организовывать презентации первых книг молодых авторов. Молодая поэтесса Юлдуз Мухтарова познакомила читателям со своим поэтическим сборником «Странник». Свои произведения вынесли на суд читателей обладатели Приза Зрительских Симпатий журналистка Вика Осадченко и сотрудник научного центра А.Кирдянов. творческие вечера в уютном зале музея проводили поэты Вадим Муратханов, Владимир Камнев, Виктор Комильцев, Санджар Янышев, Николай Ильин, Маргарита Тарсина, Елена Пагиева, Влад Соколовский и много других мастеров поэтического слова.
        В феврале 2007 г. состоялся вечер любовной лирики с участием начинающих поэтов. Студенты столичных вузов П.Вяликов, М.Травин, А.Геринг, А.Арсланов, Н.Быкова, Е.Перепада в своих стихах поделились мыслями и чувствами, которые исходили из глубин их молодых душ. Рядом с поэтическим словом в музее звучит музыка. Огромную помощь в проведении музыкально-поэтических вечеров оказывал Народный артист Узбекистана профессор Государственной Консерватории Узбекистана Куркмас Мухитдинов. Своим прекрасным голосом и хорошо подобранным репертуаром от арий из опер до русской народной песни певец до последних дней своей жизни покорял слушателей. Десятки талантливых его учеников продолжают дело своего учителя. В марте 2007 г. состоялся последний концерт «Актеры… поют» с участием К.Мухитдинова и его учеников Г.Дмитриева, В.Дергалевой, А.Пахомова, Е.Пустиной, Н.Абдуллаевой, В.Сучкова, Г.Косихина в творческом содружестве с артистами Академического Русского Драматического театра И.Ненашева, Н. Епонешниковой, К. Безматерных, А.Заровского, А.Усманова, Д.Дубровиной.
        Лекционный зал музея не очень большой, часто при проведении литературно-музыкальных вечеров он заполняется до отказа, слушатели готовы постоять в проходах и не каждый желающий может осуществить свою мечту - послушать своего любимого поэта, певца, актера. Музей стал любимым пристанищем для многих художников. Тематика регулярно проводимых выставок разнообразна. Демонстрируются художественные полотна, посвященные какой-нибудь юбилейной дате, творчеству детей и подростков, произведениям народных умельцев. В год открывается до 4-5 персональных выставок известных и начинающих мастеров кисти. Привлекала внимание выставка картин ташкентского художника А.Волкова, который в 1921 году при встрече с Сергеем Есениным показывал ему свои работы. Свои полотна, этюды и эскизы на суд зрителей представляли художники Раис Абдулгалимов и Татьяна Ганьшина, выставляли художественные портреты Маргарита Шувалова, пейзажи и этюды - Владимир Петров, натюрморты и флористские композиции - Ольга Назаретьян, графику - Галина Ли, горные пейзажи - Мухаммад Фазылов, художественные сюжеты - Александр Семашкин. Обратила внимание любителей искусства выставка самаркандских художников из фондов Самаркандской картинной галереи.
        Не было равнодушных среди посетителей фотовыставок «Окно в Самарканд» Бориса Регистер, «Мир природы и красоты» Владимира Гончаренко, «Там, где вечно дремлет тайна…» Эрнеста Куртвелиева, «Мгновения зимы» группы ташкентских фотографов и др. В Музее Сергея Есенина проводит научно-исследовательскую работу по тематике «С.А.Есенин и литературный процесс в Узбекистане». Совместно с Русским культурным центром, Национальным университетом Узбекистана при поддержке Росзарубежцентра в Узбекистане прошла научно-практическая конференция «С.А.Есенин и современность», приуроченная к 110-ой годовщине со дня рождения поэта. В представленных 26 докладах и сообщениях большое внимание было уделено краеведческому аспекту. Таковы доклады С.И.Зинина «Узбекистанская есениниана», Б.А.Голендера «Есенинские места в Ташкенте», Морица Ю.А. «П.И.Тартаковский - ташкентский исследователь творческой биографии С.Есенина», Таштемировой З.С. и Давлетовой Г.Н. «Сергей Есенин в жизни ферганского ученого Коржана В.В.» и др. Об интересе к творческой биографии русского поэта в республике свидетельствует опубликованный в «Материалах конференции» библиографический указатель (1960 – 2005) «Есениниана Узбекистана», в который вошло около 450 названий опубликованных в республике книг, брошюр, журнальных и газетных статей на русском и узбекском языках.
        Работники музея и активисты общества «Радуница» поддерживают творческие контакты с Музеем-заповедником Сергея Есенина в Константинове, с сотрудниками есенинской научно-исследовательской группы Института мировой литературы (ИМЛИ), международным обществом есенинолюбов «Радуница». В российском журнале «Современное есениноведение» опубликованы статьи С.И.Зинина о найденной первой публикации поэмы Сергея Есенина «Марфа Посадница» в туркестанской газете «Просвещение» (1918 г.), о взаимоотношениях С.Есенина и А.Ширяевца на основании новых архивных материалов. 2011 год для узбекистанских есенинолюбов связан с двумя знаменательными датами: 90-летием приезда Сергея Есенина в Туркестан и 30-летием открытия литературного Музея Сергея Есенина в Ташкенте. На состоявшемся в начале года заседании Общественного совета музея Сергея Есенина был рассмотрен и утвержден план мероприятий в честь этих знаменательных дат. Предусматривалось проведение научно-практической конференции «С.Есенин и ХХ1 век», организация выставки картин есенинской тематики художника-любителя В.В.Николюка, привлечение любителей поэтического слова для участия в конкурсе чтецов есенинских произведений , регулярное проведение встреч с известными есениноведами республики, бесед по различным вопросам творческой биографии русского поэта. Во время традиционной майской «Есенинской весны – 2011 года» состоялись выступления поэтов и артистов, был организован просмотр документальных фильмов о творчестве поэта. Ежемесячно в последнюю пятницу каждого месяца в лекционном зале музея проводились «Есенинские вечера».
        На январской встрече свой слайд-фильм о Есенине показал один из учредителей музея Вадим Николюк Зрители с интересом прослушали его выступление о пребывании поэта в Ташкенте, которое сопровождалось иллюстрацией художественных картин автора, созданных в 60-80-е годы. Были высказаны пожелания, чтобы картины В.В.Николюка были представлены для широкого обозрения не в виде слайдов, а в форме полноправной выставки. Дирекция Музея Сергея Есенина оказала содействие в организации такой выставки. 11 марта 2011 года в Лекционном зале Музея Сергея Есенина торжественно открылась выставка картин журналиста, художника, первого директора музея Сергея Есенина Вадима Викторовича Николюка. О творческой биографии художника в своем кратком выступлении рассказал председатель общественного Совета Музея Сергея Есенина доцент Зинин С.И. Выступление дополнили воспоминаниями активисты-есенинолюбы, хорошо знавшие подвижническую судьбу Вадима Викторовича. В своем ответном слове В.В.Николюк поблагодарил присутствующих за проявленный интерес к его живописным работам, поделился воспоминаниями о встречах с Татьяной Сергеевной Есениной, полвека прожившей в Ташкенте, рассказал о беседах с родными сестрами и племянницами С.А.Есенина в Москве и Константиново, о творческой дружбе с известными есениноведами и художниками. Посетители с большим интересом знакомились с художественными полотнами В.Николюка, над которыми он работал со студенческих лет, выражая своим творчеством искреннюю любовь к поэзии Есенина. Любая его картина навеяна глубоким содержанием и эмоциональным воздействием есенинских поэтических строк. Зрители увидели удачные пейзажные зарисовки села Константиново, родины Сергея Есенина, познакомились с этюдами художественного раскрытия некоторых поэтических произведений поэта. В.Николюк создал более ста работ по мотивам есенинской лирики, давая своим полотнам названия цитатами из стихотворений поэта: «Свет вечерний шафранного края», «О возраст осени», «Щаганэ, ты моя Шаганэ», «Я по первому снегу бреду», «О, Русь, взмахни крылами!» и др.
        «Богатство и разнообразие мотивов находят в полотнах Николюка соответствующее композиционное и живописное воплощение, - комментировала зрителям искусствовед А.В.Маркевич. - Мы видим то лирические, окутанные туманом дали, из которых выбегают на холм березки в осеннем одеянии, то снежное поле с заплутавшим путником и горящей на небосклоне звездой. Вадим Николюк свободно обращается с композициями, совмещая декоративное решение с колористическими нюансами. Его внутренний мир художника удивительно трогательно и проникновенно в лучших его работах совпадает с настроением и внутренней жизнью поэтического образа. Эту особенность отметила в свое время дочь поэта Т.С.Есенина, посетив одну из выставок художника». Перед посетителями выставки работ В.В.Николюка выступили с интересной программой ташкентские музыканты. С большим вниманием был прослушан вокально-музыкальный есенинский цикл в исполнении заслуженного работника культуры республики Павла Борисова. Чтение стихотворений любимого поэта сопровождалось исполнением песен и романсов на стихи Есенина певцами Геннадием Арефьевым и Владиславом Маевским. 22 апреля .2011 г. в Музее Сергея Есенина проводился конкурс чтецов, посвященный 90-летию со дня приезда в Ташкент русского поэта Сергея Есенина. В нем приняли участие студенты Национального университета Узбекистана, учащиеся Академического лицея Университета мировой дипломатии и Академического лицея Технического университета, ученики спецшколы филологического образования, активисты Русского культурного центра и литературного объединения «Мангалочий дворик». Каждому чтецу необходимо было прочитать два есенинских стихотворения, при этом одно из стихотворений должно обязательно входить в лирический цикл «Персидские мотивы» С.А.Есенина. Конкурс оценивало жюри: ведущая актриса Молодежного театра Е.П.Бурова, представитель Россотрудничества Л.Ш.Алимова, актриса Л.Н.Болдеско. С приветственными словами к собравшимся обратились председатель Общественного совета музея Сергея Есенина в Ташкенте доцент С.И.Зинин и директор музея А.М.Камилов.
        Жюри заслушало и оценило выступление 36 чтецов разных возрастов, пытавшихся своей декламацией передать не только содержание выбранного для чтения есенинского стихотворения, но и эмоционально проявить свою любовь к русскому поэту. В зале зрители часто бурными аплодисментами выражали свое одобрение тому или иному чтецу. Порадовала своей непосредственностью ученица колледжа Ирискулова Диера при чтении есенинского стихотворения «Свищет ветер, серебряный ветер…». Страстно и ярко «Свет вечерний шафранного края…» и «Заметался пожар голубой…» представительница студии Молодежного театра Миндубаева Диана. Призы зрительских симпатий получили ученики спецшколы, показавших впервые умение публично читать есенинские произведения. Победителям конкурса чтецов были вручены дипломы и подборки книг от Представительства Россотрудничества и из собрания есенинских книг С.И.Зинина и А.В.Маркевич. Перед зрителями с исполнением музыкальных произведений выступили певица Л.Болденко и композитор-певец Г.Арефьев. 29 апреля 2011 г. состоялась студенческая конференция на тему «Сергей Есенин в ХХ1 веке». Основными докладчиками выступили студенты факультета зарубежной филологии Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека. Предлагаемые темы сообщений характеризовались в основном реферативным изложением различных вопросов есениноведения. Студентка 4-го курса К.Давлетова показала специфику раскрытия образа Пугачева в творчестве Державина, Пушкина и Есенина. «Сергей Есенин и Анна Ахматова» - сообщение студентки 1-го курса Гаффории М. О «Детских стихах С.Есенина» сообщила студентка 2 курса Нищонбоева Л. С большим вниманием были заслушаны доклады «Историческая тема в лирике С.Есенина» (Давлетова К., 4 курс), «Образы животных в лирике С.Есенина» (Рудник С., 2 курс), «Древнерусская традиция в творчестве С.Есенина» (Тюкалова К., 1 курс) и др. Доцент кафедры русского литературоведения Национального университета Узбекистана Малыхина Г.В.
        При подведении итогов студенческой конференции отметила творческую заинтересованность студентов при изучении богатейшего наследия русского поэта, призвала в дальнейших исследованиях использовать архивные материалы, хранящиеся в фондах Музея Сергея Есенина в Ташкенте. 13 мая 2011 г. в Музее Сергея Есенина собрались ташкентские поэты, решивших чтением своих новых поэтических произведений выразить свою признательность великому русскому поэту. Примечательно, что эта встреча случилась как раз в ночь с 13-го на 14 мая 1921 года, когда 90 лет тому назад специальный вагон, в котором Есенин приехал со своим другом Г.Колобовым в Ташкент, был отцеплен от железнодорожного состава и поставлен на запасной путь. Сергея Есенина встречал его ташкентский друг поэт Александр Ширяевец, с которым он находился в длительной переписке. А затем последовали заполненные встречами, беседами, литературными спорами дни пребывания русского поэта в Ташкенте, где он хотел поближе познакомиться с «живым Востоком».
        Вечер успешно вели молодые поэты Баходир Ахмедов (Бах) и Алина Дадаева. Со сцены ташкентские поэты читали стихи Сергея Есенина, говорили о своём отношении к есенинской лирике Евгений Абдуллаев, Станислав Колчин, Андрей Павлюк, Алексей Кирдянов, Николай Ильин, Игорь Рындин, а песням на стихи Есенина в исполнении Артура Попова и Влада Маевского подпевали все зрители и участники этого запоминающегося поэтического вечера. После окончания вечера все уходили в полном убеждении, что Поэты в Узбекистане БЫЛИ и ЕСТЬ! 14 мая 2011 г. лекционный зал Музея Сергея Есенина вновь заполнился многочисленными почитателями творчества С.А.Есенина. Состоялась презентация книги С.И.Зинина «Поездка Есенина в Туркестан», вышедшая 2-м исправленным и дополненным изданием в Ташкенте. Книга объемом в 170 страниц увидела свет при содействии Посольства Российской Федерации в Узбекистане, Российского Центра науки и культуры в Ташкенте. . Тираж ее невелик, но все желающие смогут ознакомиться с уникальным изданием в крупных библиотеках республики, в Музее Сергея Есенина и в читальном зале Русского культурного центра Узбекистана. В качестве презента книга «Поездка Есенина в Туркестан» С.И.Зинина была вручена активистам-есенинолюбам и исследователям творчества С.А.Есенина. Книга написана для широкого для широкого читателя популярным языком, но в тоже время содержание монографии строго научно и документально обосновано. По словам автора, при работе над монографией было изучено большое количество документов и источников, недоступных исследователям творчества поэта в советское время. Рассказал, что впервые о поездке Сергея Есенина в далекий Туркестан и о его встречах с А.В.Ширяевцем и другими ташкентскими поэтами и почитателями есенинской поэзии впервые написал в 1926 году поэт В.И.Вольпин. Но поэтические сборники со статьей В.И.Вольпина «Сергей Есенин в Ташкенте» были изъяты из библиотечных фондов и уничтожены в 30-е годы, поскольку этот сборник открывался статьей Льва Троцкого, объявленного злейшим врагом советской идеологии в сталинскую эпоху.
        Хорошо известно, что многие зарубежные и отечественные печатные источники о творчестве С.А.Есенина стали достоянием спецхранов, к которым доступ был ограничен. В настоящее время эти документы открыты для исследователей, что и позволило объективно раскрыть некоторые ранее неизвестные и противоречивые подробности и важные детали жизни и творчества Сергея Есенина, в том числе и о его поездке в Туркестан. С.И.Зинин отметил, что основу его исследований этого периода жизни и творчества Сергея Есенина составила книга доктора филологических наук Петра Иосифовича Тартаковского «Свет вечерний шафранного края…» (Средняя Азия в жизни и творчестве Есенина), изданная в Ташкенте в 1981 году. В монографии П.И.Тартаковский доказывал, что истоки знаменитых «Персидских мотивов» Есенина восходят к его первым впечатлениям о восточной культуре, с которой поэт непосредственно столкнулся во время своего путешествия в Туркестан. Но за последнее тридцатилетие было сделано много важных открытий при изучении творческой биографии С.А.Есенина, которые позволили в книге С.И.Зинина раскрыть не только пребывании поэта в Ташкенте и Самарканде, но и детально осветить жизнь поэта в пути от Москвы до Ташкента, заполненную не только встречами и знакомствами, но и активной творческой работой над знаменитой драмой «Пугачев». В книге показано, как некоторые эпизоды реальной жизни нашли поэтическое отражение в речи героев поэмы, например, отголоски Антоновского крестьянского восстания в Тамбовской области в 1920-21 гг., этнографическая и топонимическая лексика народов Средней Азии, с представителями которых поэт сталкивался во время длительного пути в Ташкент. Именно в Ташкенте С.А.Есенин впервые прочел законченные главы поэмы «Пугачев», над которой он продолжал работать и на обратном пути в Москву.
        Поездка Сергея Есенина в Ташкент и Самарканд содержит некоторые детали, которые еще предстоит раскрыть литературоведам, но бесспорно, что эти двадцать дней пребывания великого русского поэта в Туркестане сыграли огромную роль в его жизни и творчестве, - отметил старший научный сотрудник музея Сергея Есенина в Ташкенте Борис Голендер. - Если бы Сергей Есенин не побывал в Ташкенте и Самарканде, он не написал бы свои «Персидские мотивы», ставшие его самым знаменитым произведением, потому что такие стихи нельзя придумать - их можно только почувствовать. То, что рассказал нам сегодня автор книги – удивительно интересно, но представляете, насколько интересно будет читателям следить за событиями, развернувшимися в Ташкенте и Самарканде в период пребывания Сергея Есенина, при чтении этой книги, - поделилась с собравшимися Альбина Витольдовна Маркевич, стоявшая у истоков создания ташкентского есенинского музея. - Низкий поклон, Сергею Ивановичу, не только за новые факты и комментарии, но и за попытку передать чувства, настроения и вообще дух того времени, через описание душевного и творческого состояния российского поэта во время пребывания в наших краях.
        Было высказано пожелание, чтобы о своей новой книге С.И.Зинин рассказывал читателям при встречах в городских библиотеках, в Русском культурном центре и других местах. В Музее Сергея Есенина 26 мая 2011 года состоялась научно-практическая конференция, посвященная 90-летию приезда Сергея Есенина в Ташкент и 30-й годовщине открытия есенинского музея в Узбекистане. Организаторами конференции выступили Музей Сергея Есенина и кафедра русского литературоведения факультета зарубежной филологии Национального университета Узбекистана при поддержке Представительства «Россотрудничества» в Республике Узбекистан.
        Приветствуя участников конференции, директор Музея Сергея Есенина в Ташкенте А.М.Камилов подвел итоги проводимым в текущем году юбилейным мероприятиям. Теплые слова благодарности участникам конференции высказали представитель Россотрудничества в Республике Узбекистан Л.Ш.Алимова и А.В.Маркевич, одна из основателей Музея Сергея Есенина, руководитель на общественных началах объединениями молодых поэтов при клубе-музее «Мангалочий дворик» А.А.Ахматовой. На конференцию было представлено 16 научных сообщений преподавателей вузов, колледжей, сотрудников музеев из Ташкента, Самарканда, Москвы. С большим вниманием был заслушан доклад доцента Национального университета Узбекистана Д.Г.Абдуллаевой «Переводы поэзии С.Есенина на узбекский язык». На конкретных примерах она раскрыла сложный процесс передачи есенинских произведений художественными средствами узбекского языка, выполненных Народным поэтом Узбекистана Эркином Вахидовым. Переводчику удалось найти нужные в узбекском языке слова для встречающихся в лирике Есенина диалектизмом и библеизмов, при этом постоянно учитывая менталитет узбекского читателя, его обычаи и сложившиеся веками религиозные убеждения.
        Это отразилось, например, на переводе знаменитого стихотворения «Шаганэ, ты моя Шаганэ!», в котором при передаче текста на узбекском языке центральным становится не выражение любви к конкретной девушке Шаганэ, а раскрывается любовь поэта к Родине. Ради этого переводчику пришлось имя Шаганэ в русском тексте заменить собирательным узбекским именем Шаханим, что означает - моя шахиня или моя принцесса. По мнению докладчика, имя Шаханим звучит мелодичнее, понятнее для узбекского читателя, но при этом не нарушается главная мысль С.А.Есенина, что все-таки «чувство родины - основное в моем творчестве». Эта мнение русского поэта получило подтверждение в докладах, затрагивающих большую проблему «Есенин и Восток», в том числе и историю создания поэтического цикла «Персидские мотивы».
        Таковы доклады доцента Бабаджановой К.Р. «Персидские мотивы» Есенина как отражение духовно-эстетического двоемирия», доцента Назарьяна Р.Г. «И волны Каспия и балаханский май…» (закавказские реалии и персидские «иллюзии» в творческой биографии С.А.Есенина)». Сотрудник Государственного литературно-мемориального музея С.П.Бородина кандидат филологических наук Каминская Е.М. проанализировала поэтику ранней лирики Сергея Есенина, начального сложного периода формирования будущего поэта. Само название доклада «Я поверил от рожденья в Богородицын покров…», взятого из раннего есенинского стихотворения, свидетельствует о глубоком отражении у истоков его творческого становления духовных ценностей православной культуры. Поэт использует библейские и другие христианские собственные имена для создания новых обобщенных образов на высоком фольклорно-мифологическом уровне. В докладе Тарасовой Н.С. показана многолетняя творческая дружба С.Есенина и ташкентского поэта А.Ширяевца, что нашло отражение в самом названии сообщения «Образ С.Есенина в творчестве А.Ширяевца». О посещении поэтом Ташкента в мае 1921 года и о его общении с горожанами сообщил научный сотрудник Музея С.Есенина Голендер Б.А. в докладе «Есенинские памятные места в Ташкенте». Доцент Зинин С.И. рассказал об одном примечательном факте из биографии поэта. Участники конференции получили исчерпывающий ответ на поставленный вопрос в самом названии доклада: «За что Сергея Есенина арестовали в 1916 году?». Преподаватели ташкентских колледжей Бабожонова Р.Я., Бурибаева Ш.М., Муллабаева Л.Ш., Усманова Н.Б. в своих кратких сообщениях рассказали о встречающихся в их педагогической практике методических трудностях во время изучения нерусскими учащимися произведений С.А.Есенина на уроках литературы, показали своеобразие использования глагольных форм и символику цветовых обозначений в лирике русского поэта.
        Было высказано предложение направить некоторые доклады ташкентской конференции для публикации в журнал «Современное есениноведение», издаваемый Рязанским государственным университетом имени С.А.Есенина. Материалы научно-практической конференции «С.Есенин и ХХ1 век», были опубликованы при поддержке Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан. Творческие контакты немногочисленных работников музея с активом Русского культурного центра, с членами общественного объединения есенинолюбов «Радуница», с многочисленными любителями литературы и поэзии в течение 30-летнего периода плодотворного сотрудничества вносят живительную струю в работу Музея Сергея Есенина в Ташкенте, что позволяет и в дальнейшем расширять круг желающих глубже познакомиться с богатейшим поэтическим наследием русского поэта, имя которого носит музей. Все это, бесспорно, благотворно скажется на росте культурного и духовного потенциала соотечественников, будет содействовать расширению и упрочению литературных, культурных, творческих связей Узбекистана и России.
Сергей Зинин, кандидат филологических наук
Аванзал.
Большой портрет поэта
Цветите, юные, и здоровейте телом.
У вас иная жизнь, у вас – другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой ликующей навеки присмирев.
Но и тогда, когда по всей планете
Пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть Земли с названьем кратким – Русь!
 
Do well, the young, and keep your bodies healthy!
You have another life. You have another song.
And as for me, I’m off for unfamiliar stretches,
Forever calming down in my rebellious soul.
But even when
On the entire planet,
The tribal feud ends up,
And lies and grief are through,
I’ll glorify, with all
The essence in a poet,
The one-sixth of the earth,
By name as short as “Russ”.
        Эти слова сказал нам почти век тому назад великий русский поэт, гордость и слава России – Сергей Александрович Есенин. Он родился в 1895 году в сем Константиново, что расположено в 43 км от Рязани, и называл себя «последним поэтом деревни». Поэтому в этом зале на стеках мы видим картины русских художников, изображающие «деревенскую глубинку» – места, которые знал, любил и удивительно хорошо воспел Сергей Есенин. Его короткая жизнь – он её действительно превратил в некую легенду – в первой своей половине протекала среди берёз и рязанских заливных лугов, там, где «выткался над озером алый свет зари». Крестьянская основа поэзии С. Есенина вызывала в период тоталитарного режима неоднозначное отношение властей к стихам поэта, его клеймили прозвищем «кулацкого» автора, запрещали чтение стихов Есенина с эстрады и в учебных заведениях, пренебрежи-тельно относились к изучению его творческой биографии. Когда после Второй мировой войны наступила в общественной жизни определенная оттепель и любители поэзии С.Есенина разыскали в Ташкенте много новых для широкого читателя, неизвестных фактов, связанных с биографией великого поэта. Продемонстрированные на нескольких выставках в столице Узбекистана, есенинские реликвии и стали основой музея, который был торжественно открыт летом 1981 года. Сначала он был любительский, самодеятельный, но с 1988 года принят под опеку государства, потому что неуклонный рост фондов ярчайшим образом демонстрировал очень важные и до того неизвестные грани таланта С.Есенина – его проникновенную любовь к Востоку и восточный литературе. С.Есенин – поэт для всех народов. Именно он донес до русского читателя великолепие поэтических образов Востока. А произошло это потому, что во время своего творческого взлёта великий русский поэт посетил Узбекистан, навсегда влюбился в красоту нашей земли и воспел Восток такими проникновенными словами, которые сегодня знает каждый любитель поэзии, читающий по – русский. Об этом рассказывает наша экспозиция, создания в 1999 году.

                    Зал №1. «Есенин в Ташкенте»

Сумасшедшая, бешенная, кровавая муть –
Что ты? Смерть иль исцеленье калекам?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека!
        Экскурсантам предлагается послушать записанный на плёнку подлинный голос Сергея Есенина, читающего монолог атамана Хлопуши из поэты «Пугачов», перед экспозицией, воссоздающей комнату ташкентского поэта Валентина Вольпина. Эти слова ташкентцы услышали впервые в конце мая 1921 года из окон квартиры ташкентского поэта Валентина Ивановича Вольпина, которые выходили на вечно людный перекресток центральных ташкентских улиц (современный «Бродвей»). С.Есенин закончил черновой вариант поэты «Пугачев», друзья его – В. Вольпин и Александр Ширяевец упросили поэта прочитать новую поэтическую вещь в домашней обстановке. Но десятки ташкентцев, гулявших в это время по «Бродвею» и услышавших громкое и выразительное чтение, устроили С.Есенину овацило. Знаменитый уже в то время русский поэт проехал в Туркестан в частную поездку, в гости к своему давнему другу по переписке – Александру Васильевичу Абрамову (Ширяевцу). Получилась оказия – знакомый С.Есенина железнодорожный чиновник Григорий Романович Холодов («Почти соль» в «Романе без вранья» А. Мариенгофа) получил командировку для ревизии Средне –Азиатской железной дороги, он ехал в Туркестан в специальном литерном вагоне и пригласил в поездку С.Есенина. Знакомая поэта Галина Артуровна Бениславская в своих воспоминаниях приводит слова С.Есенина о том, что тот «едет в Туркестан учиться!». Имеется в виду учёба у восточной поэзии, восточной литературы. В Ташкенте с 1905 года жил и работал очень хорошо знакомый С.Есенину по письмам и стихам Александр Ширяевец. С.Есенин полагал, что А.Ширяевец поможет ему встретиться с подлинным Востоком. Действительно, в Ташкенте существовала достаточно сильная группа поэтов и писателей, неофициальным лидером которой был А.Ширяевец. Это были всё молодые люди – чиновники, учителя, землемеры, топографы дореволюционного времени, которые в свободные время активно занимались литературой, публиковали поэтические сборники, альманахи, проводили литературные вечера в то сложное время революции и гражданской войны. Литературный процесс активно воздействовал на читателей, о чем свидетельствует представленные в зале №1 книги, фотографии и документы, связанные с поэтами Ташкента начала 20-х годов. В это время С.Есенина – автор значительного число поэтических книг, один из организаторов союза имажинистов, пропагандировавший идеи этого литературного течения. Его друг – Александр Ширяевец – типичный «крестьянский» поэт, о чём говорят экспонаты, связанные с Сергеем Городецким, Иваном Рукавишниковым. Здесь же показаны документы, фотографии и автографы, рассказывающие о вкладе в собрание музея Маргариты Петровны Костеловой ( Новиковой ) – невесты А.Ширяевца, которую С.Есенин называл ласково «Маргоща». М.П.Костелова сохранила архив рано умершего А.Ширяевца, всю жизнь прожила в Ташкенте и при организации музея передала в него значительное число ценнейших экспонатов, подлинников, рассказывающих о дружбе А.Ширяевца и С.Есенина. Как известно, на смерть А.Ширяевца С.Есенин написал одно из самых известных своих стихотворений.
Афиша «Памяти Ширяевца»
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь да благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать…
 Милые березовые чащи, 

Ты, земля, и вы, равнин пески.
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть свой тоски.
        Великий русский поэт считал ташкентского собрата одним из своих лучших друзей. Теперь их могилы рядом – на московском Ваганьковском кладбище. Но в ту яркую веселую весну 1921 года будущее печальные события их жизни были еще далеко впереди. Друзья встретились14 мая 1921 года, когда литерный вагон Г.Р.Колобова, наконец, оказался в Ташкенте, и никак не могли наговориться. А.Ширяевец водил московского друга по Ташкенту, знакомил со своими собратьями по поэтическому цеху. Уже вечером этого же дня С.Есенин оказался поэтическом диспуте в Доме культуры им Луначарского (так тогда назывался окружной Дом офицеров), который проводил ташкентской поэт – футурист Семён Овсянников С.Есенин знакомится с Валентином Вольпиным, с Николаем Кулинским – организатором Ташкентского Союза поэтов, с Александром Николаевичем Волковым – скандально известным живописцем и поэтом. Вместе с Г.Р.Колобовым он оказывается в кругу семьи Г.М.Михайлова – типичного ташкентского интеллигента. «Молодая поросль» этой семьи, дети Г.М.Михайлова – Владимир, Елена и Ксения оставили ценнейшие воспоминания о пребывании С.Есенина в Ташкенте и Самарканде, хранящиеся в музее. В зале №1 представлена экспликация «Есенинские места в Ташкенте», показывающая на старой и новый карте города маршруты перемещения поэта и места, связанные с его именем. Сохранились свидетельства современника – художника А.Н.Волкова о том, что С.Есенин назвал три наиболее примечательные вещи, которые поразили его воображение при посещении Ташкента. Первое – это верблюд, сказал поэт, второе – чайхана у Ахмаджана на Шейхантауре и третье – это то, как узбеки читают свои стихи. С восточной поэзией и песней С.Есенин встретился в узбекских домах старого города, куда его ввели ташкентские поэты А.Ширяевец и В.Вольпин, а также на празднике (тое) у Азимбая в Келесе. Это был богатый скотовод, любитель поэзии, материалы о котором выделены в специальный «уголок Азимбая» в зале №1. С. Есенин не понимал ни одного из восточных языков, но сразу уловил высокий строй и поэтический накал древних стихов по-узбекски и на фарси. В целом зал №1 показывает посетителю музея живое дыхание 1921 года, когда по улицам Ташкента (с А.Ширяевца) и Самарканда (с Еленой Гавриловной Михайловой) ходил великий русский поэт. Поздно ночью – он в своем литерном вагоне на задних путях старого вокзала, утром – в чайхане на Шейхантауре, днём – выступает на одной из зрительных площадок города (в Союзе Поэтов, в «Туране» или «Зимней Хиве»), вечером – в гостеприимном доме Михайловых спорит о поэзии. Именно в Ташкенте у С.Есенина выкристаллизовались образы драматической поэты «Пугачев», которого поэт считал главным произведением своей жизни. В зале №1 представлены материалы, свидетельствующие о дальнейшей жизни поэмы, о первой её постановке в московском театре драмы и комедии на Таганке с участием В.Высоцкого, о последующих отблесках истории этого выдающегося произведения С.Есенина, вновь упавших на Ташкент, когда В.Высоцкий был награждён за гастроли в Узбекистане Почётной грамотой с формулировкой «за лучшее воплощение роли атамана Хлопуши в есенинском «Пугачеве». Как будто авторский текст звучат слова Пугачева из поэмы, написанной в Ташкенте в 1921 году»:
О, Азия, Азия! Голубая страна,
Осыпанная солью, песком и известкой.
Там так медленно по небу едет луна,
Поскрипывал колёсами, как киргиз с повозкой.
Но зато, кто бы знал, как бурливо и гордо
Скачут там шерстожёлтые горные реки…
        И вслед за поэтом, который так стремился на Восток, мы переходим в следующий экспозиционный зал.

                    

                    Зал №2. «Есенин и Восток»

Инсталляция В.Вяткина и Р.Габдрахимова « Туркестанские впечатления»
Золото холодное луны,
Запах олеандра и левкоя.
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.
Далеко-далече там Багдад,
Где жила и пела Шахразада.
Но теперь ей ничего не надо.
Отзвенел давно звеневший сад. 
Призраки далекие земли
Поросли кладбищенской травою.
Ты же, путник, мертвым не внемли,
Не склоняйся к плитам головою.
 Оглянись, как хорошо кругом:
Губы к розам так и тянет, тянет
Помирись лишь в сердце со врагом -
И тебя блаженством ошафранит.
 Жить - так жить, любить- так уж влюбиться.
В лунном золоте целуйся и гуляй,
Если ж хочешь мертвым поклоняться,
То живых тем сном не отравляй.
Это пела даже Шахразада,-
Так вторично скажет листьев медь.
Тех, которым ничего не надо,
Только можно в мире пожалеть.
        Краткое пребывание С.Есенина в Туркестане (он приехал в Ташкент 14 мая 1921 года, а 3 июня покинул город) навсегда оставило глубокий след в памяти и сердце поэта. Удивительный мир Востока, приоткрывшийся С.Есенину в Ташкенте и Самарканде (в последнем городе он был три дня), пленил его воображение. С тех пор поэт стремится вновь и вновь попасть на Восток, особенно в Иран, в город Шираз, где, как считал С.Есенин, родина персидской поэзии. Но обстоятельства не позволили ему увидеть Персию. Поездки туда оканчивались обычно на границе – в Баку или на Кавказе (Тбилиси, Сухуми). Обдумывая свои восточные стихи, С.Есенин был вынужден ограничиваться своими туркестанскими впечатлениями. Зал №2 музея – и есть зал туркестанских впечатлений. На стеклах зала – витражные картины «Есенин на Шейхантауре», большая инсталляция В.Вяткина и Г.Габдрахимова показывает нам тот Туркестан, который увидел С.Есенин в 1921 году. Даже из поездки в Западную Европу С.Есенин писал «Вспоминаю сейчас о Туркестане. Как это было прекрасно!». Он сравнивал красоты Америки с памятниками Самарканда и, по словам Айседоры Дункан, отдавал предпочтение последним. Несколько лет длился творческий процесс, и вот 1925 году отдельно книгой вышел есенинский шедевр «Персидские молитвы». Всего пятнадцать гениальных стихотворений – антология восточной поэзии в виде оригинальных, а не переводных, стихов, которые любого читателя, понимающего по-русски, вводят в красочный мир Востока, учат любить этот мир, мир иной, наполненный незнакомыми реалиями и фантастическими образами.
        Сегодня говоря о С.Есенине, вспоминают, прежде всего, его восточные стихи. Это значит он научил бесчисленных ценителей русской поэзии любить экзотический Восток, понимать его ценности, проникать сердцем в сокровенные песни и мысли восточных людей. Теперь, в начале XXI века, мы все понимаем, что взаимопонимание между Западом и Востоком крайне необходимо человечеству. А как понять друг друга, если не через художественные произведения, написанные гениальным русским поэтом? Получается, что почти столетие назад этот важнейший для нашей цивилизации тезис понял и воплотил в жизнь молодой человек из российской глубинки, для которого «рязанские поля, где мужики косили, были моя страна». И в этом ему чрезвычайно помогло личное знакомство с Востоком, с настоящим Востоком, увиденным им в Ташкенте и Самарканде 1921 году. Ничего не надо было выдумывать, лишь только понять и полюбить этих людей и эту землю, что встречали русского поэта как родного… Да и книжка уже была издана его ташкентским другом Александром Ширяевцем. Она называлась « Туркестанские молитвы».
Волшебней бирюзы пророка Сулеймана
Дни вешние сияют горячо.
Уйти в поля, где маки дышат пьяно,
Припасть на чье-то смуглое плечо.
Забыть, что где-то есть снега, туманы,
Тихонько петь, не думать ни о чем…
Волшебней бирюзы порока Сулеймана
Дни вешние сияют горячо!
        Это голос друга из Ташкента, великолепного Александра Ширяевца. Станет стойкой традицией в Узбекистане – рассматривать русскую поэзию, прежде всего как поэзию Сергея Есенина. Без преувеличение сказал когда-то Гафур Гулям: «Очень русский поэт Есенин стал родным и для нас, узбеков». На стенах зала № 2 экспонаты, раскрывающие отношение узбекской поэзии, узбекской культуры к миру Сергея Есенина. Отдельный стенд посвящен великой танцовщице Тамаре Ханум. Она страстно любила поэзию Есенина, лично встречалась с поэтом, оставила об этом интересные воспоминания. Её авторитет очень помог при организации музея в 1981 году. Материалы, связанные с переводами стихов С. Есенина на восточные языки, показывают выдающуюся роль, которую сыграл узбекский поэт Эркин Вахидов в деле пропаганды творчества Есенина среди узбекских читателей. Особенно знамениты его замечательные переводы « Персидских мотивов» – «Форс тароналари», изданные отдельной книгой – на двух языках – русском и узбекском к 100- летию со дня рождения С.Есенина. В зале №2 можно познакомиться и с коллекцией книжных знаков (экслибрисов), выполненных для личных библиотек «Есениниана» и использующих восточные мотивы для обозначения своих приоритетов собирательства. В их числе и офорты Евгении Шалыгиной, известного иллюстратора « « Персидских мотивов » из Баку. В целом, зал № 2 красноречиво показывает, что современная узбекская культура, заметно выделяет творчество С.Есенина в российском литературном наследии, понимая высоко оценивая вклад «Персидских мотивов», созданных по ташкентским и самаркандским впечатлениям поэта, в укрепления российской – узбекских культурных связей.

                    Зал №3 «Есенин и мы».

Картина Р.Азиханова «Есенин в Туркестане»
Вы помните?
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что - то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
Катиться дальше, вниз. 
Любимая!
Меня вы не любили,
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
 Не знала вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму-
Куда несет нас рок событий.
        Куда принёс рок событий великого поэта в разоренной революциями и войнами России середины 20-х годов ХХ века? Этот зал, рассказывающий о некоторых фактах биографии С.Есенина и его прямых потомков, свидетельствует о том, что и в нашей современности творчество и сама жизнь поэта остаются важнейшей составляющей общества и культуры России. В специальном шкафу представлена музейная Есениниана – собрание книг С.Есенина и о Есенине, сложившееся из изданий, подаренных музею посетителями за четверть века. В библиотеке около 600 томов, практически все, что написано о поэте с 1926 года по наши дни. Почти половина книг – с автографами авторов, редакторов, составителей, даже действующих лиц экспонируемых сочинений. Здесь есть книги очень редкие, на многих языках, в том числе, на японском, английском, французском, немецком, польском, румынском, монгольском. Музей хранит прижизненные издания С.Есенина – 25 из 34, вышедших в 1916–1925 гг. В фондах музея более 250 есенинских экслибрисов для частных библиотек из многих стран, что тоже ярко свидетельствует о востребованности поэзии С.Есенина в современном мире. В зале №3 представлен траурный уголок с двумя редкостными подлинными экспонатами – посмертной гипсовой маской, снятой с лица поэта скульптором Золоторевским в трагический день «Англетера», и кожаным чемоданом, с которым С.Есенин приехал в Ленинград в ту самую роковую поездку. Рядом с чемоданом можно видеть дарственную запись, рассказывающую о том, как реликвия попала на стенд музея. На стенах зала № 3 помещены также фотографии, документы и книги, связанные с семьей поэта. Единственная дочь С.Есенина – Татьяна, пятьдесят лет жила и работала в Ташкенте. Приехав сюда в эвакуацию во время Второй мировой войны, она вместе со своей семьей осталась жить в нашем городе. Татьяна Сергеевна работала корреспондентам и редактором в главной газете Узбекистана – «Правда Востока». Она – автор нескольких изданных художественных произведений. Т.С.Есенина – одна из основателей музея, передавшая ряд ценных экспонатов в фонды.
        Стенды зала №3 рассказывают о ее брате – Константине Сергеевиче Есенине, известном спортивном журналисте из Москвы, о её сводном брате – Юрии Сергеевиче, репрессированном в 1937 году. Экскурсанты могут познакомиться и с экспонатами, переданными музею единственным из ныне живущих детей поэта – Александром Сергеевичем Есениным –Вольпиным, известным математиком и поэтом, лауреатом премии имени академика А.Сахарова, ныне работающим в США. Музей располагает также автографами и документами его матери – поэтессы и переводчицы Надежды Давыдовны Вольпин. В зале №3 в обрамлении авторских оттисков гравюр Ф.Константинова, изображающих пейзажи родины С.Есенина, представлены материалы и сестрах поэта – Александре и Екатерине, а также о матери – Татьяне Федоровне, в том числе, скромный головной платок, который носила эта женщина, знакомая каждому русском любителю поэзии по словам ставшей уже народной песни «Ты жива ещё моя старушка?». Экспонаты зала № 3 свидетельствует, что многие из членов его семьи сыграли большую роль в русской культуре и литературе. Это и Зинаида Николаевна Райх – мать Татьяны и Константина Сергеевича – выдающаяся русская актриса в театре В.Э.Мейерхольда, это и Софья Андреевна Есенина-Толстая – последняя супруга поэта, которая была многолетним бессменным директором музея Льва Толстого в Ясной Поляне. Это и талантливые литераторы Татьяна Сергеевна Есенина, Константин Сергеевич Есенин, Марина Константиновна Есенина, Надежда Давидовна Вольпин и Александр Сергеевич Есенин – Вольпин. Сама трагическая смерть Сергея Есенина, которая до настоящего времени служит материалом для всевозможных окололитературных подтасовок недобросовестных журналистов, есть факт не только литературной биографии, это яркий знак всей нашей истории, показывающий бессилие тоталитарной власти «перековать» великого художника слова, заставить его служить далеким от гуманизма целям.
До свидания, друг мой, до свидания.
Милый мой, ты у меня в груди,
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
 До свидания, друг мой, без руки, без слов,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
шаблоны для dle Сначала зайдите на смотреть фильмы, а потом обязательно зайдите сюда это стоит того